Советы родителям

СОВЕТЫ БИБЛИОТЕКАРЯ РОДИТЕЛЯМ

  «Мама, давай  почитаем  вместе!»

    С раннего детства книга живет рядом с ребенком. Как много нового узнает он из книг! Они расширяют кругозор, учат мыслить, анализировать, образно и правильно говорить.

    Книги вводят ребенка в большой мир человечества. Вспомните своё детство: как путешествовали с героями книг Жюля Верна, увлекались похождениями Тома Сойера и барона Мюнхаузена, восхищались благородством Тимура и его боевой команды. Книги учили нас понимать добро и ненавидеть зло.

   Сегодня также, несмотря на новейшие компьютеры и другие источники знания, никто не станет возражать против полезности чтения. Но между тем, большинство родителей считает, что любовь к чтению придет сама. А это далеко не так. Нужны ориентиры, которые показали бы дорогу к книжным богатствам, чутко и заинтересованно руководили чтением ребенка. И здесь  вы, родители, можете сделать многое.

   Детские и школьные библиотеки, учителя постоянно решают проблему привлечения каждого ребенка к чтению, воспитывают читательскую культуру. Однако, существует немалый процент школьников, которые вовсе не любят читать. Где таятся неиспользованные ресурсы воспитания читателей?  В семье!

Совет  первый  Нужно читать вместе с ребятами. Брать книжку, садится рядышком и читать вслух. И никто не придумал еще более верного пути, чтобы узнать читательские вкусы ваших детей, понять, о чем они думают и мечтают.

   У каждого ребенка любая прочитанная книга вызывает море мыслей, вопросов, желаний. И когда вы присоединяетесь к ним с книгой в руках, вы делаете это для того, чтобы разобраться в детских мыслях, ответить на вопросы, узнать желания. И надо отметить, что большим ребятам это еще нужнее, чем маленьким. А для родителей откровенность сына или дочери, вызванная книгой, просто бесценна. Начните вместе читать, и по тому, в каких местах ваши дети будут  волноваться, каким героям сочувствовать,  какие  слова  запоминать, вы безошибочно поймете, какой человек у вас растет.

    Не надо читать все книги подряд. На это и времени не хватит. Выбирайте ваши любимые, которыми и вы дорожили в детстве. И, конечно, первыми читайте самые интересные. Это настоящая, глубокая родительская радость – взять малыша на колени, прижать к себе и тихонько говорить ему добрые слова Маршака:

                                   Эту сказку ты прочтешь

                                   Тихо, тихо, тихо…

                                   Жили–были серый еж

                                   И его ежиха…

    Или вдруг взять и прочитать почти взрослой пятнадцатилетней дочери старую сказку «О калошах счастья» и порадоваться, как умно засветятся ее глаза.

Совет второй Постарайтесь выяснить, прочитал ли ваш подрастающий читатель книгу на самом деле. Или, может быть, он просто посмотрел картинки. Задайте ему осторожные вопросы. И увидите, что ваш постоянный интерес, сделает свое дело.

     Кстати, чем старше ребенок, тем сложнее и труднее говорить с ним о прочитанном. В беседе с 11-12-летним мало проверить, понял ли он прямой смысл прочитанного. В этом возрасте уже нужно научиться понимать и оценивать литературные произведения для того, чтобы суметь оценить и понять окружающую жизнь, самого себя. В конечном счете, это и есть главная задача любой работы с книгой. Но не допускайте того, чтобы ваши домашние беседы о книгах превратились в допросы с пристрастием.

      Еще одна цель таких книжных разговоров – развитие речи, логического мышления. Не беда, что в первый раз он будет говорить несвязно и невнятно. И во второй раз – тоже. Не смейтесь. Не критикуйте. В двадцать пятый раз скажет лучше, а через два года – совсем хорошо.

Совет третий Даже если ребята любят читать, еще больше они любят слушать. А родители любят рассказывать: о себе, о своем детстве, о своих знакомых, о том, что произошло интересного на свете. Просто – о жизни. А от жизни можно перейти к книгам, сравнивая, проводя параллели. Не бойтесь говорить о взрослых книгах, которые  пока  недоступны и сложны детям. Когда они вырастут, то прочтут их сами. Но, может быть, любимыми они станут для них сейчас, в вашем добром пересказе.

    Если у  родителей не хватает знаний и умений, но они хотят увлечь детей книгой, вспомните про библиотеку.

    В детской библиотеке ребенок попадает в особый мир, отличный от повседневного быта. Доброжелательность, красочность выставок, тихие разговоры  о прочитанном  - все это настраивает на серьезный, душевный лад.

Необходимо, чтобы первое посещение библиотеки ребенок воспринял, как праздник. А потом также необходимо родителям регулярно бывать с ним  на абонементе, где выдают книги на дом,  в читальном зале, участвовать в библиотечных мероприятиях:

  • «Для вас, родители»,
  • «Крепка семья – крепка Россия»,
  • «Библиотека моих детей»,
  • «Мир вашего ребенка»,
  • «Семейный клуб выходного дня»

и многих других, где проявляется совместное творчество ребенка и родителя (конкурсы, поделки, рисунки, стихотворчество).

   Дружите с книгой, и вам никогда не будет скучно. Без книг людям не обойтись! Пройдут годы, и регулярное посещение библиотеки воспитает у ребенка сознательное стремление к самообразованию, он вырастет образованным, интеллигентным, умеющим ориентироваться  не только в море информации, но и в океане жизни. А это очень важно: ведь нашим детям предстоит жить в еще более динамичном и напряженном мире, чем тот, в котором живем мы.